Имярекъ (chatlanin) wrote,
Имярекъ
chatlanin

Categories:

Вождениада большевистского кинематографа



т. Василий: - Вот: "теперь мы с возвратившимися с фронта ребятами взялись за дело, поразобрали скот, Терентьевых спалили. Только вот не знаем, можем сейчас брать землю, или же выйдет на этот счет какое распоряжение..."
Ленин: - Брать! Брать! Напишите, чтобы отбирали!
т. Василий: - "...и что делать с помещиками?"
Ленин: - Выгонять! Пусть выгоняют всех!
т. Василий: - А вот он дальше пишет: "Хотели их гнать, а потом решили и всех поубивали".
Ленин: - Ага. Ну что ж, очень толковое письмо!

После фильма Эйзенштейна "Октябрь" (1927 г.), фильм Ромма "Ленин в Октябре" (1937 г.) стал вторым обращением большевистского кинематографа к образу основателя государства. Но если у Эйзенштейна историей движут революционные массы, то у идеологически верного Ромма - два вождя, Ленин и Сталин.
Кино было призвано закрепить идею, что Сталин – близкий товарищ и единственно возможный преемник Ленина. Первым из соратников, с кем Ленин встречается в городе трех революций, был, разумеется, Сталин. Временное правительство показано как гнездо растерянных злодеев и предателей, которые мечтают только об одном – убить Ленина. Предатели обнаруживаются и среди своих: Каменев и Зиновьев обнародуют тайные планы большевиков о выступлении в ночь с 24 на 25 октября, и Ленин называет их "политическими проститутками". В ходе первого открытого процесса 1936 года гражданам было разъяснено, что тт. Каменев и Зиновьев - создатели "террористического троцкистско-зиновьевского центра". Фильм подтверждал массам правоту прокурора Вышинского, требовавшего расстрелять изменников, "как бешеных собак". Накануне запуска картины работники кино горячо приветствовали очередной "приговор над бандой фашистских шпионов" - высших чинов РККА, а в стенограммах по запрещению "антисоветского" "Бежина луга" и запрете на профессию для Эйзенштейна сохранилась реплика все верно понявшего Ромма: "Процесс заключается в том, что... партизанский сборный кинематографический отряд превращается в армию... Это есть борьба кинематографического руководства за полное подчинение кинематографии воле партии, за то, чтобы кинематография стала в полном смысле этого слова организованным орудием партии и правительства на всех фронтах". Так что если в первой части Ленинианы есть лишь один намек на жесткость вождя: сцена, где товарищ Василий зачитывает письмо из деревни, то во второй части ("Ленин в 1918 году", 1939 г.) необходимость уничтожения "врагов революции" станет лейтмотивом. Картина должна была сыграть свою роль в идеологическом оправдании террора. Кроме того, Сталин все больше выходит на первый план, его роль становится глубже: если Ленин занят общим руководством и кабинетной работой, то Сталин непосредственно проводит в жизнь решения партии на фронтах и периферии. В сценах, связанные с мятежом эсеров, покушением, находящимся в бреду Лениным, который после ранения просит отправить именно Сталина на Южный фронт, так что вождь всех времен и народов выступает в роли спасителя Советов. Задачей было также показать, что Ленин не один руководил страной, а был во главе целой группы единомышленников, способных подхватить знамя в то время, когда мог начаться кризис власти после покушения на лидера страны. Кульминацией картины становится наступление красных под Царицыном, возглавляемое лично Иосифом Виссарионовичем.

Террор, идеологически оправданный мастерами культуры, не мог не обернуться против них самих.
В январе 1937 года соавтор "Веселых ребят" Владимир Нильсен вместе с режиссером Григорием Александровым получил орден, а уже 10 октября он был арестован. 12 октября в газете "Кино" появилась статья "Выше большевистскую бдительность", посвященная Нильсену, которого до этого иначе, как "оператор-орденоносец", не называли. Теперь о нем писали, как о "наглом проходимце с темным уголовным прошлым". У Нильсена действительно было авантюрное прошлое, он учился в Германии, где вступил в комсомол и познакомился с Эйзенштейном. Он работал ассистентом Эдуарда Тиссе на картине Эйзенштейна "Октябрь", главным оператором у Александрова; ездил с начальником Главного управления кинематографии (ГУК) Борисом Шумяцким в Голливуд изучать технику съемок; написал несколько книг об операторском мастерстве. В итоге титрах "Волги-Волги" настанет путаница вплоть до наших дней, Александрову придется публично каяться и за Владимира Нильсена, и за другого соавтора, Николая Эрдмана.
22 декабря был арестован директор картины "Волга-Волга" Даревский, который признался, что был завербован в антисоветскую правотроцкистскую организацию, что "на случай вооруженного восстания в Москве" ему поручили, как директору объединения на "Мосфильме", обосновать необходимость приобретения для производственных целей оружия. В результате были куплены две бронемашины, станковые и ручные пулеметы и много винтовок. В обвинительном заключении от 2 февраля 1938 года было сказано, что Даревский "принимал участие в создании на "Мосфильме" оружейной базы для повстанческих и террористических целей", 10 марта Верховная Коллегия Верховного Суда СССР приговорила обвиняемого к высшей мере. Расстрел был произведен в тот же день.
Руководство ГУКа и "Мосфильма" оказалось в "правотроцкистской группе", возглавляемой Шумяцким (который был также повинен в растрате денег на "Бежин луг", являлся японским шпионом и покушался на жизнь членов Политбюро, разбив "запасную колбу ртутного выпрямителя" в просмотровом зале Кремля). Шумяцкий был арестован 18 января 1938 года и расстрелян 28 июля. Для полноты картины стоит упомянуть, что сам Шумяцкий не был невинной овечкой и активно писал разгромные статьи в "Правду" и доносы, доходившие до лучшего друга кинематографистов, касавшиеся Эйзенштейна и других коллег по цеху, смело употреблял слова "напирать", "дожимать" и "расправиться до конца". Попутно расстреляли и руководство "Ленфильма".
Иногда, впрочем, эти рядовые эпизоды большого террора обретали неожиданные повороты. Эйзенштейн, после физического уничтожения своего фильма "Бежин луг", писал: "Я ставил себя в положение какого-то донкихотствующего, по-своему идущего в революцию человека. И это основная ошибка моя. Мне всегда казалось, что в идейном и художественном вопросе я имею право иметь свой взгляд ...задача художника по-своему не истолковывать, а воплощать мнение или решение партии". Режиссер обратился с покаянным письмом к Шумяцкому: "Только страстная, ударная работа на полном напряжении всех творческих сил может привести к ликвидации ошибок мировоззренческих и творческих... Надо показать страну, народ, партию, дело Ленина, Октябрь. Воплотить то, что указано партией, правительством". Тот переправил письмо вождю народов в сопровождении собственного: "Так как настоянием о "восстановлении" Эйзенштейн преследует цель срыва решения ЦК ВКП(б) и так как сам Эйзенштейн в частных разговорах старается подкрепить свои притязания угрозами покончить самоубийством, полагал бы необходимым, чтобы ЦК дал указание - какой линии в этих вопросах следует держаться. Со своей стороны полагаю, что Эйзенштейн не может работать в кино режиссером. Проект решения предлагаю... Борис Шумяцкий. 19 апреля 1937".
В "Проекте" было два пункта:
"1. Считать невозможным использовать Сергея Эйзенштейна на режиссерской работе в кино.
2. Отделу печати ЦК предложить газетам прекратить замалчивание решения ЦК о запрещении фильма "Бежин луг" и... осветить на их страницах порочность творческого метода Сергея Эйзенштейна
".
Однако не пройдет и года, как вождь лично предложит Эйзенштейну тему - "Александр Невский", фильм получит Сталинскую премию и станет в 1938 году (единственный раз в жизни Эйзенштейна) чемпионом проката, а Шумяцкий будет расстрелян как враг народа.

Фильм "Ленин в Октябре" стал главной картиной юбилейного года, лидером годового проката. Покаявшийся Эйзенштейн откликнется на него хвалебной рецензией. Картина радикально изменит государственную тиражную политику - ей дадут 900 копий (первый тираж "Броненосца «Потемкин»" - 42 копии, "Веселых ребят" - 259 копий). Ленту будут ежегодно показывать в ноябрьские дни вплоть до самого конца советской власти. Ромм был принят в партию, став вторым "режиссером-большевиком" после Фридриха Эрмлера.
После ХХ съезда любимый Сталиным режиссер, держась генеральной линии, безжалостно вырежет из своей Ленинианы почти все сцены, связанные с обласкавшим его Иосифом Виссарионовичем, а вместе с ним - целые сюжетные линии. Как писала Майя Туровская ("Мосфильм - 1937"), соавтор Ромма в "Обыкновенном фашизме", "так как эти линии были опорными ("лениниана" была в этом смысле частью "сталинианы", причем наиболее талантливой), то тем самым это будет вторичное "искажение истории", только уже 30-х годов".

Tags: кино, советия, террор, ульяноведение
Subscribe

  • Советский рок 1983

    Советский рок образца 1983 года. Группа "Альянс", "Кукла" с одноименного магнитоальбома. Я понял сразу, что ты не хуже подруг, Тушь на…

  • Советский Пушкин и возвращение Империи

    Продолжаю знакомиться с публицистом Владимиром Можеговым. Как в год Большого террора состоялось рождение солнца русской поэзии и к чему это в итоге…

  • О рождении и Богоискательстве русского народа

    Открываю для себя нового публициста - Владимир Можегов. Привожу два его эссе - о рождении русской души и советском периоде Богоискательства…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • Советский рок 1983

    Советский рок образца 1983 года. Группа "Альянс", "Кукла" с одноименного магнитоальбома. Я понял сразу, что ты не хуже подруг, Тушь на…

  • Советский Пушкин и возвращение Империи

    Продолжаю знакомиться с публицистом Владимиром Можеговым. Как в год Большого террора состоялось рождение солнца русской поэзии и к чему это в итоге…

  • О рождении и Богоискательстве русского народа

    Открываю для себя нового публициста - Владимир Можегов. Привожу два его эссе - о рождении русской души и советском периоде Богоискательства…